РАЗДЕЛ
3. СОДЕРЖАНИЕ,
ФОРМЫ И МЕТОДЫ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
КОРРЕКЦИИ ЛИЧНОСТИ
3.1. Модель
культурно-просветительской работы,
имеющей психокоррекционную
направленность
Для
организации культурно-просветительской
деятельности “Симферопольского
городского общества Рерихов” была
разработана модель культурно-просветительской
работы, имеющей психокоррекционную
направленность (см.стр.81).
Модель состоит из четырех
блоков:
1.
когнитивный;
2.
интерактивный;
3.
организационный;
4.
диагностический.
Когнитивный блок построен на
основе трихотомической модели
культуры (искусство, наука,
этические представления). Главными
критериями при разработке
содержания разделов
“Искусство”, “Наука”, “Этические
представления”, составляющих
основу программы культурно-просветительской
деятельности “Симферопольского
городского общества Рерихов”,
служили:
·
высокий
профессионализм;
·
гуманистическая
направленность;
·
оптимистический характер;
·
личностная
актуальность.
Интерактивный блок
предусматривает создание условий
для позитивного развития
межличностного взаимодействия,
включающего:
·
доверительное
общение;
·
субъект-субъектные
отношения;
·
личностную
привлекательность;
·
гуманистическую
направленность.
Организационный
блок включает:
·
создание
материальных условий;
·
разработку
программы, планов работы;
·
рекламную
деятельность.
Диагностический
блок сочетает лонгитюдинальное
изучение личности, которое
происходит в процессе наблюдения, а
также поперечные срезы:
·
тесты;
·
социометрия;
·
изучение
продуктов деятельности;
·
анкетирование;
·
интервью.
Когнитивный
и интерактивный блок включают также
различные формы и методы работы. В
процессе формирования научного
мировоззрения в условиях культурно-просветительской
деятельности предполагает
использование следующих форм и
методов работы:
·
индивидуальные
беседы;
·
лекции;
·
творческие
встречи с деятелями науки;
·
демонстрацию
научно-популярных фильмов;
·
тематические
вечера.
При
реализации плана работы разделов “Искусство”,
“Этические представления, кроме
вышеназванных могут использоваться
следующие формы и методы культурно-просветительской
деятельности:
·
творческие
встречи;
·
концерты;
·
выставки;
·
театральные
постановки.
3.2.
Программа
культурно-просветительской
деятельности “Симферопольского
городского общества Рерихов”
Для
придания культурно-просветительской
работе психокоррекционной
направленности нами
была разработана “Программа
культурно-просветительской
деятельности “Симферопольского
городского общества Рерихов”.
Цель
программы: повышение
общекультурного уровня населения,
оказание психокоррекционного
воздействия этого процесса на
личность. Программа состоит из трех
разделов: “Мир искусства”, “Мир
науки”, “Мир этической мысли”.
Каждый раздел включает перечень
разработанных и апробированных
лекций, а также список
художественных и научно-популярных
фильмов, которые демонстрировались
посетителям полностью или частично
(см.приложение 9). В перечень не
включены названия слайдпрограмм,
являвшихся составной частью
различных лекций, список
прозвучавших концертов и
творческих встреч для жителей
города, а также перечень радио- и
телепередач, созданных совместно с
Гостелерадиокомпанией “Крым”,
видеостудией “Новый Дар”, “Лебедь”.
Ежегодно
составляется план
культурно-просветительских
мероприятий, который, в случае
необходимости, корректируется. При
составлении
годового плана работы
учитываются памятные даты, светские
и религиозные праздники, актуальные
события, к которым приурочиваются
тематические программы.
Лекции
об искусстве, науке, этике
чередуются с концертами,
творческими встречами,
демонстрацией кинофильмов и т.д.
Периодичность проведения культурно-просветительских
программ – 1 раз в неделю (см.приложение
10). Например, в 2000 году план
культурно-просветительских
мероприятий на апрель-май месяцы
имел следующую структуру:
4
апреля – прозвучала лекция,
посвященная жизненному подвигу
Томаззо Кампанеллы;
11
апреля – накануне Дня Культуры
состоялась лекция, повествующая о
истории создания Пакта Культуры;
18
апреля -
прошел вечер, посвященный
жизненному и творческому пути
Марины Цветаевой;
25
апреля – накануне православной
Пасхи была прочитана лекция об
иконописи (история, философия);
2
мая – прошел вечер, посвященный
памяти Е.П.Блаватской;
9
мая – состоялся торжественный
вечер, посвященный Дню Победы;
16
мая – прозвучала лекция о русском
художнике Константине Васильеве;
23
мая – для жителей города была
организована встреча с крымско-татарской
интеллигенцией (искусствоведами,
поэтами, музыкантами, переводчиками,,
исполнителями народных танцев,
преподавателями);
с
24 по 29 мая – жители города имели
возможность посещать
педагогический семинар академика
РАО Амонашвили Ш.А., который
проходил в г.Севастополе;
30
мая – состоялся вечер, посвященный
Дню защиты детей.
Культурно-просветительские
мероприятия, организованные “Симферопольским
городским обществом Рерихов” не
дублируются, так как сформировался
обширный круг постоянных
посетителей, что подтверждается
результатами анкетирования.
Рассмотрим
более подробно каждый раздел
программы культурно-просветительской
работы “Симферопольского
городского общества Рерихов”.
Раздел
“Мир искусства” включает перечень
лекций, а также художественных и
документальных фильмов,
посвященных искусству. Он включает
следующие циклы: “Красота спасет
мир”, “Музыка”, “Живопись”, “Литература”,
“Театр”, “Киноискусство”.
Цикл
“Красота спасет мир” освещают
различные проблемы искусства (“О
творчестве”, “Через искусство
имеете свет”, “Синтез искусств” и
т.д.), знакомит с просветительской
деятельностью известных личностей
(“З.Волконская и ее вклад в культуру”,
“И.В.Цветаев и его просветительская
деятельность” и т.д.),
позволяет расширить культурный
кругозор (“Застывшая музыка”, “Душой
исполненный полет” и т.д.).
Искусство
играет важную роль в жизни человека,
поскольку является наиболее
доступным и близким сознанию
большинства людей, предоставляя
большие возможности в выборе
разнообразных средств, имеющих
коррекционную направленность.
Главным из них, без сомнения, можно
назвать музыку, которую многие
философы и музыканты называли
лекарством, врачующим душу. Цикл
лекций, посвященный музыке знакомит
жителей с творчеством известных
композиторов (П.И.Чайковский,
В.А.Моцарт), исполнительским
искусством (Давид Ойстрах, Пабло
Казальс), историей развития
музыкального искусства (“Крюковое
пение”, “От лиры до гитары”).
Благотворное
влияние музыки на психофизическое
состояние человека
было важнейшим предметом
исследования известных
отечественных и зарубежных ученых.
В начале ХХ века В.М.Бехтерев
писал о том, что колыбельные
песни способствуют профилактике
неврозов у детей. В настоящее время
специалистами Французской
национальной ассоциации
пренатального воспитания
установлено, что человек очень рано
начинает реагировать на музыку еще
на 5 месяце внутриутробного
развития. Классическая музыка, по
данным Мари-Луизы
Аучер, Мишеля Одена, Андрэ Бертин
приводит к
динаминизации центральной нервной
системы не только матери, но и
ребенка. Дети, которые
регулярно слушали красивую
гармоничную музыку
до рождения, отличались от
сверстников высокими
адаптивными свойствами. И
напротив, деструктурированная
музыка, в частности, тяжелый рок,
приводит центральную
нервную систему к отрицательной
динамике. /13,с.11/
Психотерапевт И.Е.Вольперт
доказал на практике, что
вокалотерапия, например, исполнение
народных песен, оказывает мягкое
терапевтическое
воздействие на психику человека
и весь организм в целом. Он
рекомендует вокалотерапию “…фобокам,
ананкастам, депрессивным,
заторможенным, эгоцентрическим
пациентам, лицам, страдающим
функциональными расстройствами
органов, бронхиальной астмой,
головными болями”. /29с.54/
Ритм,
как основа музыкального
произведения, оказывает огромное
влияние на человека. В 1916 году В.М.Бехтерев
установил, что даже простое
отбивание ритма влияет на частоту
пульсаций крови. Он подчеркивал, что
каждый человек имеет свой
неповторимый индивидуальный ритм,
который меняется в зависимости от
психического состояния. Этот факт
можно назвать одной из причин
возникновения столь разных
музыкальных пристрастий. В связи с
этим можно отметить и обратный
процесс: влияние музыки на
состояние психики и на
функционирование организма в целом.
Американские биологи Л.Дж.Милк и М.Милк
опытным путем доказали, что
новорожденные быстро успокаиваются
при прослушивании записи биения
сердца отдыхающей женщины, если же
спящим детям включали запись биения
сердца обеспокоенной женщины, они
немедленно просыпались /38, с.58/.
Механизм воздействия музыки в конце
XIХ
века исследовал
И.Р.Тарханов, ученик выдающегося
русского физиолога И.М.Сеченова. В
1893 г. он опубликовал в Петербурге
статью “О влиянии музыки на
человеческий организм”, в которой
обратил внимание
читателей на то, что только
гармоничная благозвучная музыка
положительно влияет на
функционирование сердечно-сосудистой,
дыхательной, пищеварительной
систем. Он
подчеркивал, что красивая музыка
способствует увеличению
работоспособности и снятию
напряжения. Оказалось также, что на
человека с одинаковой силой
воздействует как
непосредственно звучащая
музыка, так и музыка звучащая внутри,
мысленно или как принято говорить “пение
про себя” /52, с.75/
Ч.Швабе
определил 4 главных направления
воздействия музыки на личность:
1)
повышение эмоциональной активности;
2)
мобилизация коммуникативных
возможностей;
3)
нормализация
психовегетативных процессов;
4)
содействие
эстетическому развитию /45, с.125/
Сегодня
во врачебной практике
музыкотерапию широко используют
психотерапевты.
Из
глубокой древности пришло к нам
знание о воздействии различных
музыкальных ладов
на настроение человека. Так с
помощью александрийского
лада помогали создать
торжественный настрой, индийский
лад навевал грусть,
а фригийский был незаменим в
военном деле. Наиболее глубокое
воздействие музыка оказывает на тех,
кто подготовлен к ее восприятию, т.е.
средне- и высоко-музыкальных
слушателей. Именно активное
прослушивание музыкальных
произведений позволяет пережить не
только различные по силе и
характеру эмоции, но и состояние
катарсиса.
История
сохранила для нас сведения о том,
что в Древнем Египте работали
клиники, в которых физические и
психические расстройства исцеляли
при помощи прослушивания музыки и
игры на различных
музыкальных инструментах. В
давние времена определенные
ритмы, созвучия использовали
как анестезирующее средство.
В настоящее время этим методом
обезболивания пользуются
в некоторых стоматологических
клиниках США. Музыку используют во
врачебной практике голландские
акушеры, в некоторых родильных
домах Одессы. /35,с.16/.
Все
выше изложенное относится к
гармоничной музыке.
Популярность рок-музыки стала
источником серьезных проблем. В США
под руководством Боба Ларсена
были проведены медицинские
исследования, которые
позволили определить
особенности воздействия тяжелого
рока на организм человека и его
психику. Было установлено, что
низкочастотные колебания оказывают
воздействие на спинномозговую
жидкость, состояние которой влияет
на слизистые железы и гормональную
сферу. В период прослушивания
тяжелого рока нарушается
равновесие половых и надпочечных
гормонов, увеличивается содержание
инсулина в крови, что приводит
в свою очередь к нарушению
процессов
возбуждения и торможения в коре
головного мозга. Известно, что
поклонники такой музыки отличаются
неадекватным поведением, как на
концертах, так и после них. Все это
позволяет утверждать
о том, что дисгармоничная
музыка
оказывает деструктивное
влияние на психику человека и на
весь организм в целом.
Молодежь,
как правило, плохо информирована об
отрицательных последствиях
прослушивания некоторых
музыкальных композиций. В связи с
этим
появляется необходимость в
просветительской работе, которая
способствовала бы повышению
музыкальной грамотности
подрастающего поколения.
“Симферопольское городское
общество Рерихов”
регулярно организует
благотворительные концерты, в
которых принимают участие
не только
профессиональные музыкальные
коллективы, но и
самодеятельные, в том числе
детские. Проводятся музыкальные
вечера, содержание
которых помогает расширить
знания посетителей
о мире музыки. Работает
аудиотека, в которой можно взять на
прокат кассеты
с записями классических
музыкальных произведений.
Следующий
цикл лекций посвящен живописи. Он
знакомит слушателей с жизнью и
творческим наследием известных
художников (А.И.Куинджи, Рафаэль
Санти и др.),
основным направлениям живописи,
техническим приемам.
Общение
с живописными творениями
великих мастеров позволяет
пережить многоцветную палитру
человеческих чувств: восхищение,
грусть, радость, умиротворенность,
гордость, раскаяние
и т.д.
Так ранее созерцание лучших
образцов религиозной живописи
вызывало благоговейный трепет,
перед ними давали клятвы, они
напоминали о добродетелях
человеческой души и для многих
служили нравственным ориентиром. Не
утратила своего значения
иконопись и сегодня. Не случайно
Павел Флоренский
в статье
“Иконостас” назвал икону окном
в иной мир, орудием “сверхчувственного
познания”
мира. Он писал : “Икона имеет
целью вывести сознание в мир
духовный …” Важно уметь читать
иконы, которые создавались по
определенным канонам и имеют важные
смысловые акценты. Это позволяет
осознанно воспринимать иконопись и
испытывать не только эстетическое
наслаждение, но и познавать ее
глубинный смысл, переживать
душевные потрясения, ведь
иконописец писал лик святого так,
чтобы “предстоящим мнети бы на
небиси стояти перед лицы самых
первообразных” /88, с.273/. Иконостас
П.Флоренский
называет не иначе как “костыль
духовности” /110, с.412/. По его мнению,
иконопись помогает молящемуся
сосредоточить внимание на высших
понятиях и возвышенных образах, что
в свою очередь способствует
духовному развитию.
Отсутствие
умения концентрировать
свое внимание, мышление, волю на
определенном предмете
свидетельствует о дисбалансе
процессов возбуждения и торможения,
что в конечном итоге приводит
человека к различным
психическим расстройствам.
Монументальная живопись, иконопись,
молитвенное предстояние перед ними
постепенно развивает это умение и
помогает человеку избирательно
реагировать на те или иные явления,
происходящие в его жизни.
Психотерапевт А.Л.Гройсман
утверждает: “Человек должен
научиться внутреннему
сосредоточению”, в основе которого лежит
развитое внутреннее торможение
/35, с.39/.
Живописное
произведение несет не только
нравственную нагрузку, оно является
отражением душевного мира
художника, сложного сплетения его
чувств и переживаний,
что позволяет глубже понять
замысел автора. Великий
голландский художник Рембрандт,
беседуя с
Лейбницем говорил, что полотно
впитывает не только краски, но и
эмоции художника, которые помогают
внимательному, вдумчивому зрителю
пережить тот творческий порыв, в
котором пребывал автор в период
создания произведения. Через
несколько столетий один из лучших
портретистов ХХ века С.Н.Рерих,
вторя Рембрандту, написал: “Невыразимая
аура славы излучается великим
произведением. Это эманация скрытых
вибраций, которые закреплены в
структуре великого произведения
искусства. Волшебство
чувств, мыслей и сильных желаний
великих мастеров пленены в
произведении, излучаются на зрителя
и пробуждают в нас сходные ответные
чувства помимо чисто эстетического
и духовного понимания того, о чем
говорится” /87, с.200-201/. К такому
восприятию зритель должен быть
подготовлен. Чем обширнее знания и
палитра чувств
реципиента, тем больше у него
возможностей многогранного и
глубокого понимания произведения, а
также взаимодействие с ним на
уровне психики. Такой контакт
оказывает не только положительное
эмоциональное воздействие, но и
терапевтическое.
Психотерапевт
А.А.Капустин в статье “К
психотерапии творческим общением с
писателем, художником (на
собственном опыте)” высказывает
мнение о том, что преодолеть
депрессивное состояние
помогает глубокое восприятие
живописи, т.е. непосредственное
общение с автором через его
произведение. Он пишет: “Настроение,
переживание художника передается
всей тканью произведения. И в период
душевной глухой зашторенности
проникает или наиболее острое,
кричащее (Эдвард Мунк), либо
глубинное, перенасыщенное жизнью
души (Рембрандт)
/104, с.19/.
Представители
искусства
всегда отличались от своих
современников
более тонкой нервной
организацией, а значит утонченным
мировосприятием. Художник замечает
и отражает в своем творчестве то,
что
обычно остается без внимания
для большинства людей. Рене Юнг
писал: “То, что верно по отношению к
сущности целого периода, так же
характерно и для души отдельного
художника” /81, с.153/. Известно,
что все человеческие чувства,
эмоции имеют цветовые соответствия.
В свою очередь различные цвета
спектра способны вызывать отличные
друг от друга эмоциональные
состояния. Это явление обусловлено
тем, что
каждый цвет, обладая
определенными волновыми
характеристиками,
оказывает определенное влияние
на психику человека независимо от
зрительного восприятия. Доктор
Понца из Италии провел ряд
экспериментов, в которых в которых
он пытался выяснить
физиологическое действие
основных цветов спектра.
Оказалось, что любой цвет оказывает
влияние не только на
физиологические, но и на
психические процессы, причем цвет
воздействовал с одинаковой силой
как на слепых от рождения, так и на
людей с нормальным зрением.
Например, красный цвет оказался
хорошим физическим и психическим
стимулятором, но при длительном
воздействии вызывал нарушения
психики /81, с.148/.
В.Кандинский
в статье “О духовном в искусстве”
писал: “Скольжение нашего взора по
покрытой красками палитре приводит
к двум главным результатам:
1. Осуществляется чисто
физическое действие
цвета, когда
глаз очарован
его красотой и другими его
свойствами… Но как физическое
ощущение ледяного холода, если оно
проникает глубже, вызывает более
глубокие чувства и может вызвать
целую цепь психических переживаний,
так же
и поверхностное
впечатление от цвета может
развиться в переживание…
2. Тогда налицо второй
главный результат наблюдения –
психическое воздействие цвета. В
этом случае обнаруживается
психическая сила краски, она
вызывает душевную вибрацию”
/81, с.181-182/.
Краска
на холсте приобретает под кистью
художника форму, начинает “звучать”
еще ярче. Достаточно вспомнить
шедевры черно-белой живописи
мастеров Дальнего Востока,
созданные в период
Муромати (1392-1573). Монохромность
или “убивание” цвета давало
возможность зрителю
сосредоточиться, приводило его к
философскому осмыслению картины и
ощущению
внутреннего присутствия цвета.
Важное
значение
в живописи имеет гармоничное
сочетание цветов. Преобладание
одного цвета требует
для восстановления
гармонии присутствия
другого. Так, ярко-оранжевый
цвет уравновешивается
присутствием
глубокого фиолетового, красный
– зеленым и т.д.
Эта потребность
в равновесии продиктована
особенностями зрительного
восприятия. И.В.Гете
в работе
“К учению о цвете” писал: “ Так
вдыхание уже предполагает
выдыхание, так
каждая систола свою диастолу.
Это - вечная формула жизни, которая
обнаруживается и здесь. Когда глазу
предполагается темное, то он
требует светлого; он требует темное,
когда ему преподносят светлое, и
проявляет свою жизненность, свое
право схватить
объект тем,
что порождает нечто,
противоположное объекту” /81, с.301/.
Это явление было сформулировано Г.Гроссманом
как
первый закон
оптического смешения цветов,
которым наряду с законами
пространственного смешения
цветов, пользуются художники.
Далее
|